|
Житие Святителя Иннокентия, епископа Иркутского
Мирское имя святителя Иннокентия Иван (Иоанн). Его родители происходили из дворянского рода Кульчицких. В середине XVII века семья Кульчицких из-за голода и польского владычества переселилась из Волыни в Черниговские земли. Иван родился около 1680 года. В возрасте 15-ти лет был отдан на обучение при Киевском Богоявленском монастыре. В 1706 году по окончании обучения в Киевской академии он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был причислен к братии Киевской лавры. В 1710 году монах Иннокентий был вызван в Москву для преподавания словесности в Славяно-греко-латинской академии. Позднее он стал преподавать философию и нравственное богословие. В 1719 году он был вызван в Петербург в Александро-Невскую лавру и назначен в звании соборного иеромонаха на корабль «Самсон». Вскоре переведен в звании обер-иеромонаха в город Або (приморский город в Финляндии). Здесь иеромонах Иннокентий был старшим из флотских иеромонахов. Эта должность способствовала знакомству иеромонаха Иннокентия и российского императора Петра Великого. В последствии это знакомство сыграло важную роль в судьбе иеромонаха Иннокентия.
Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVII века, непрерывно заселялась русскими переселенцами. Вместе с переселенцами стала распространяться и Христова вера. В 1620 году открыта первая Сибирская епархия, в Тобольске. Однако церковная жизнь Сибири находилась в страшном запустении: священства не хватало, да и среди имеющегося были пороки и распущенность, монахи были таковыми только по имени. Сибирь нуждалась в ревностных служителях Христовых.
К середине XVII века русские переселенцы дошли до о. Байкал и р. Амур, приблизившись к границе Китайской империи. В 1652 году был основано Иркутское городище, его предназначение было собирать дань с соседних инородцев. Были завязаны отношения с Китайским императором. В связи с этим в 1715 году была создана православная миссия для просвещения китайцев. Главой китайской миссии после смерти ее основателя архимандрита Иллариона был назначен иеромонах Иннокентий. В это же время Священному синоду стало известно, что китайский император Канси склоняется к принятию христианства. Решено было послать в Пекин епископа для устройства там церковной жизни. Выбор пал на Иннокентия. С согласия Петра Великого и самого Иннокентия, 5 марта 1721 года в Александро-Невской лавре в присутствии Петра Великого состоялось посвящение Иннокентия в епископа. При рукоположении епископу вручается какая-либо область и по ее названию именуется и сам епископ. Так как никакой епархии в Китае пока еще не было, епископу Иннокентию временно присвоили именование Переяславского.
Около года святитель Иннокентий добирался до Иркутска, где он должен был ждать распоряжений от Синода. В марте 1722 года он вместе со своими помощниками прибыл в Иркутск. Потом направился к китайской границе, но по некоторым неблагоприятным причинам он не был пропущен через нее и остановился в Селенгинском Троицком монастыре. Последовало долгое и беспросветное ожидание разрешения ситуации, которая со временем, казалось, только усложнялась. Он перестал получать жалованье, не мог отправлять письма в Россию (китайцы часто перехватывали почту). Миссия вынуждена была питаться тем, что ей пожертвуют русские купцы. Они сами ловили рыбу. Епископ Иннокентий сам зашивал свои изношенные вещи.
Святитель Иннокентий не любил праздности и стал писать иконы. В то же время стал проповедовать Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам. Таким образом он прожил в Селенгинске три года.
В 1722 году китайским императором стал Юн-чжен сын Канси. Молодой император выдворил из Китая католиков, их храмы приспособил для своих нужд. Въезд в страну стал еще более затрудительным. Однако попытки были предприняты, но успеха русские дипломаты так и не достигли.
После долгих и изнурительных ожиданий, в 1727 году Синод назначил святителя Иннокентия Иркутским епископом. Ранее назначение на это место воспринималось как наказание, ссылка, и те, кто назначался сюда, либо уезжали, либо не приезжали совсем. На место главы миссии был назначен настоятель Вознесенского монастыря в Иркутске архимандрит Антоний (Платковский), от которого святитель Иннокентий перенес много огорчений.
Святитель Иннокентий столкнулся со многими трудностями. Первая и самая, пожалуй, значительная - это почти общая безграмотность священства. Многие из них не имели никакого образования, с трудом читали. Стыдясь своей безграмотности, они просили подписаться за них другого человека, а те объясняли это слабым зрением: «де он, поп очима скорбен». Святитель Иннокентий вменил в обязанность всем священникам читать каждое воскресенье книги, специально приготовленные им. Кроме этого он организовал русско-монгольскую школу. Из русского отделения этой школы должны были выходить пастыри Церкви. В школу принимались дети из всех сословий, а не только дети духовенства.
С 1729 года за Иркутской епархией стали числиться Селенгинский округ, Якутский и Илимский. Увеличились заботы о людях, живущих на этой земле. Святитель Иннокентий боролся с различными недугами: с пьянством, весьма распространенным среди сибиряков, неверностью в супружеской жизни. В одной проповеди святитель сказал: «Если кто пожелает святую церковь построить, то не только стены созидайте, но и внутри украшайте ризами, сосудами, а больше всего – людьми благоразумными, священниками богобоязненными».
В Сибири было очень много людей, которые не ходили в храм, следовательно не принимали участия в Таинствах, в течение 30 лет. К таким он обращал свое отеческое слово, обращая их взор на жизнь Богоматери: «Она, Пречистая, от рождения трех лет, будучи безгрешной и чистой, всегда в Церкви пребывала, а мы грешные нечистые не только от трех лет рождения, но и до 30 лет живем и в церковь не входим и грехи всегда творим и не раскаиваемся».
Всего четыре года и три месяца был епископом в Иркутске святитель Иннокентий. За это недолгое время он положил прочное основание для жизни Церкви в Сибири. Он был апостолом Христовой веры среди монголов, бурятов и забывших свою веру русских; он был искоренителем суеверий и язычества, истинным учителем добра и правды.
Оставаясь непреклонным перед лицом порока в людях, он и к себе относился строго. Он часто уединялся для молитвы в пещере, которую выкопал основатель вознесенского монастыря Герасим. Святитель Иннокентий часто молился на могиле Герасима. В быту он был прост: власяница, вязанная из грубой шерсти одежда, поверх нее подрясник, сшитый из кожи лося, и кожаный пояс. Известна открытость Иннокентия для всех людей, а не только для христиан. Например, он часто беседовал с учителем монгольской школы буддистом Лапсаном. После смерти Святителя он вместе со всей своей семьей крестился и стал христианином.
Напряженная подвижническая жизнь, суровый климат края, постоянные переезды с места на место (насколько они были утомительны можно судить по тому, сколько времени нужно было потратить на дорогу из Москвы в Иркутск – около года). Все это привело к болезни; сначала у него начались сильные головные боли, затем и другие болезни. В сентябре 1731 года он еще лежал больным, а 27 ноября этого же года он мирно скончался в возрасте 50-ти лет.
Через 34 года после его смерти нетленное тело святителя Иннокентия было обретено при перестройке Вознесенского храма. А в 1804 году он был причислен к лику «святителей, Церковью почитаемых и прославляемых; тело его нетленное, как истинные мощи и достойные, чтобы для почитания народного были объявлены и открыты».
Память святителя Иннокентия – 9 декабря.
|